Статьи

Из соображений конфиденциальности в моих статьях нет реальных клиентских историй, есть собирательные образы или сюжеты, подсмотренные в обычной жизни

Терапевтические взаимоотношения в когнитивной психотерапии

Статья подготовлена Васильевой О.Б.

В когнитивной психотерапии качество отношений психотерапевт — клиент имеет очень большое значение.

Когнитивные психотерапевты пытаются снять с терапии покров таинственности, используя язык, понятный для клиентов. Терапевты объясняют им суть как всего подхода в целом, так и каждой предлагаемой методики.

А.Бек считает, что его стиль психотерапии во многом сходен со стилем К.Роджерса. Когнитивные терапевты искренны, относятся к клиентам уважительно, проявляют участие, эмпатию и стремятся понимать клиентов.

Когнитивный психотерапевт внимательно выслушивает клиента, точно резюмирует мысли и чувства клиента. Он запрашивает обратную связь со стороны клиентов, чтобы узнать чувствует ли клиент, что терапевт его понимает. Ставя себя на место клиента, — возможно, вообразив у себя наличие того же чувства беспомощности, чувствительности и уязвимости, — психотерапевт может лучше его понять. В то же время психотерапевт должен следить за тем, чтобы не проецировать собственные установки и ожидания на клиентов, не стать глубоко вовлеченным в проблемы клиента и не утратить объективность.

Терапевты стремятся к созданию эмоционального климата, характеризующегося подлинной теплотой, отсутствием осуждения и безоценочным отношением. Они способны оказать поддержку клиенту. Терапевт может открыто выразить свое беспокойство и заботу о клиенте. В то же время он соблюдает некоторую долю осторожности при выражении заботливого отношения к клиенту, так как оно может вызвать у клиента чувство вины, недоверие к психотерапевту или любовную привязанность.

Работая с расстройствами личности, психотерапевт должен быть особенно осторожным и не выносить оценочных суждений. Фактически сами термины, которые используются для описания этих расстройств (нарциссический, зависимый и т. д.), имеют уничижительный оттенок. Когда психотерапевт поставил диагноз, он избегает ярлыков и определяет расстройство в терминах убеждений, чувствительности, значений и т. д.

При оптимальном взаимопонимании терапевт и клиент ощущают себя в безопасности и им комфортно друг с другом. Ни тот ни другой не считают нужным обороняться, осторожничать или утаивать что-то друг от друга.

Терапевт устанавливает доверительные отношения и раппорт с клиентом. При установлении доверительных отношений с клиентом когнитивный терапевт соблюдает баланс между автономией (разрешить клиенту выговориться, самостоятельно планировать время) и необходимостью в структуре (директивность терапевта, взятие на себя инициативы); между надежностью и отзывчивостью (быть пунктуальным, отвечать на телефонные звонки) и необходимостью определенных границ (не делать за клиента то, что он может сделать сам); между желанием быть «просто человеком» (то есть вести себя естественно и дружелюбно) и необходимостью быть объективным.

Терапевт демонстрирует реалистичный оптимизм в отношении проблем клиента.

Отношения сотрудничества, создание альянса

Терапевтические отношения можно охарактеризовать как практическое сотрудничество, совместный эксперимент. Это означает, что психотерапевт и клиент сотрудничают при проверке ошибочного мышления и умозаключений, которые негативно влияют на клиента. Эти умозаключения становятся гипотезами, которые подвергаются проверке, исследованию. Психотерапевты и клиенты сотрудничают друг с другом, пытаясь проанализировать доказательства, подтверждающие или отрицающие когниции клиента.

Терапевт побуждает клиента относиться к терапии как к работе в команде.

Для этого клиент и психотерапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит работать, о целях терапии, методах достижения этих целей и продолжительности вмешательства. Психотерапевт вызывает у клиента интерес к поиску и проверке убеждений.

Построению отношений сотрудничества важно уделять больше внимание при хроническом расстройстве личности, чем в острой симптоматической фазе болезни.

Терапевт как учитель

Когнитивная психотерапия – это образовательная терапия, цель которой – научить клиента быть самому себе терапевтом.

Авторитет терапевта, активность и разделение ответственности

Когнитивные терапевты играют активную роль в процессе терапии в отличие, например, от гештальт-терапии. Вначале большую активность в разработке повестки дня и в подведении итогов после каждой сессии проявляет терапевт. Затем он побуждает клиента к более активному участию в процессе терапии. Психотерапевты делятся с клиентами ответственностью за то, что происходит в ходе терапии, обсуждая концептуализацию случая и привлекая клиентов к составлению плана занятий и к определению целей.

Клиенты постепенно учатся задавать себе те же самые вопросы, которые задавали им терапевты.

Психотерапевтам рекомендуется избегать авторитарных методов, с помощью которых можно заставить пациентов, с одной стороны, слепо принять интерпретации и предложения, а с другой — оказать сопротивление. Предлагается использовать осторожный подход, метод проб и ошибок.

При остром расстройстве психотерапевт обычно исполняет роль авторитета, который знает, какие процедуры необходимы, чтобы помочь клиенту снять болезненные симптомы. Терапевт показывает свою компетентность.

При хронической форме расстройства роль психотерапевта несколько меняется. Большинству клиентов с расстройствами личности когнитивные терапевты предлагают более тесные и теплые отношения, чем клиентам с острыми расстройствами. Большая часть времени при психотерапии посвящена ознакомлению с жизнью клиента. Такое вовлечение психотерапевта в работу, если оно находится в разумных границах, ставит его в положение друга и советчика. Таким образом, значительная часть роли психотерапевта состоит в привлечении его собственного жизненного опыта и мудрости, чтобы предложить возможные решения проблем, а также в обучении клиента близким отношениям.

Психотерапевт как «гид», направляемое открытие

Психотерапевт выступает в роли «гида», поощряя клиентов обращаться к фактам, оценивать вероятности, собирать информацию, подвергать проверке автоматические мысли и убеждения. Эта техника также предполагает разработку терапевтом экспериментов, благодаря которым клиент приобретает новые умения и взгляды, поставит под сомнение свое дисфункциональное поведение и образ мыслей.

Психотерапевты чаще прибегают к опросу, чем к спору, к переубеждению или передаче системы верований. Опрос проводится в эмоциональной атмосфере теплоты и принятия, в сократовском стиле. С помощью опроса психотерапевт помогает клиентам проверять истинность своих мыслей и вырабатывать новые убеждения.

Психотерапевт как ролевая модель

Со временем психотерапевт становится для клиента ролевой моделью — тем, кому клиент может подражать, демонстрируя свою предупредительность, такт, чувствительность и понимание в общении с родными и близкими. Многие клиенты отмечали, что они усвоили качества психотерапевтов (например, способность оставаться спокойным и расслабленным при стрессе, не горячиться при разочаровании, думать перед тем, как что-то сказать или сделать).

Использование реакций переноса

Психотерапевты отмечают признаки переноса (трансфера) и допускают обсуждение реакций, направленных на них самих, но не должны вызывать их преднамеренно. Следует отмечать признаки гнева, разочарования и фрустрации, которые клиент переживает в ходе психотерапевтических отношений. Эти реакции на психотерапевта открывают двери во внутренний мир клиента.

Реакции переноса (трансфера) используют, чтобы идентифицировать автоматические мысли клиентов и межличностные искажения и работать с ними. Они часто дают богатый материал для понимания убеждений клиента. Более того, если не исследовать искаженные интерпретации, они сохранятся и могут препятствовать сотрудничеству.

Психотерапевт ищет характерные признаки «переноса». Это те же самые признаки, которые предполагают присутствие любых автоматических мыслей в течение сессии. Например, клиент может резко переходить к новой теме, запинаться, блокировать беседу и т. д.

Литература по когнитивно-бихевиоральной терапии.

Введение в когнитивную терапию Бека.

Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Итоги сексуальной революции

Итоги сексуальной революции Автор: Васильева Ольга Начавшаяся в 1960-е …

Сексуальная революция в кино и сериалах

Сексуальная революция в кино и сериалах Автор: Васильева Ольга В статье …

Управление гневом с помощью ДБТ

Управление гневом методами диалектической поведенческой психотерапии …