Статьи

Из соображений конфиденциальности в моих статьях нет реальных клиентских историй, есть собирательные образы или сюжеты, подсмотренные в обычной жизни

Сексуальная революция в кино и сериалах

Сексуальная революция в кино и сериалах

Автор: Васильева Ольга

В статье рассказано какое влияние сексуальная революция оказала на кино и сериалы, как показанное на экране меняло нормы и правила в западном обществе и как именно изменились общественные нормы, относительно секса. А следующая статья подводит «Итоги сексуальной революции».

До 1960-х годов в обществе господствовала традиционная христианская мораль по отношению к сексу. Так, декларировалась неприемлемость секса вне брака. При этом в обществе наблюдалось различное отношение к внебрачным связям мужчин и женщин: женщину внебрачная связь компрометировала сильнее. Секс был табуированной темой в социуме, а за однополые связи во многих странах грозило юридическое преследование.

С 1934 года в Голливуде существовал неофициальный запрет на открытую демонстрацию сцен секса в кино. По голливудскому «Кодексу Хейса» запрещался показ обнажённого тела, кружевного белья и провокационных танцев, а внебрачные отношения должны были быть представлены как недостойное поведение. Поцелуи и объятия допускались только в ключевых сюжетных эпизодах, их длительность и откровенность были ограничены. Разумеется, показ половых органов был под абсолютным запретом.

В 1960-е годы на Западе началась сексуальная революция, которая получила свое отражение сначала в европейском, а затем и в американском кинематографе. Произошел взрыв в производстве фильмов на эротическую тематику. Так, с времени появления кинематографа до 1959 года сайт кинопоиск находит лишь 30 фильмов по тегу «эротика», а за 1960-е годы — более 160 фильмов. В 1967 году «Кодекс Хейса» заменили на систему возрастных ограничений, так как американское кино стало проигрывать конкуренцию телевидению и европейскому кино.

В разгар сексуальной революции появился фильм «Дневная красавица»1967 года с Катрин Денев в главной роли. Главная героиня замужем. Имея внимательного и заботливого мужа, для того, чтобы разобраться в своих желаниях, она устраивается работать в бордель…

Интересно посмотреть, как за эти годы в искусстве меняется отображение последствий внебрачных сексуальных отношений. В «Опасных связях», «Анне Карениной», «Гордости и предубеждении» внебрачные связи приводили к сумасшествию, самоубийству, позору или к отказу от мирской жизни.
Если для «Дневной красавицы» ее внебрачные сексуальные отношения вылились в семейную трагедию, то для «Греческой смоковницы» (1977) сексуальный опыт – один из этапов взросления.


В 1970-е годы встал на ноги жанр порноиндустрии.

Результат изменения норм, относительно секса можно увидеть в сериале «Секс в большом городе» (1998-2004).

В нем четыре подруги свободно обсуждают свои сексуальные отношения и пристрастия, а также особенности своих партнеров. Каждая из них по своему отвечает на вопрос «Зачем успешной женщине любовь, если можно довольствоваться потрясающим сексом без каких-либо обязательств?» Критики считают, что «Секс в большом городе» произвел фурор потому, что показал, что у женщин за тридцать может быть интересная и насыщенная жизнь. Мы видим, что роль женщины изменилась. Она больше не пассивный объект мужского вожделения, она может быть инициатором сексуальных отношений, а некоторые из них уже не стремятся к замужеству.

За время сексуальной революции западное общество во многом отбросило идею греховности и недопустимости внебрачных сексуальных отношений. Запрет на внебрачные сексуальные связи был призван ограничить рождаемость, чтобы увеличить шансы на выживание у детей, рожденных в законном браке. После появления современных методов контрацепции и легализации абортов, запрет на внебрачные сексуальные отношения и на демонстрацию секса на экране стал менее строгим.

Но для детей и подростков сохранились табу. Демонстрация секса на экране имеет возрастной ценз: родителей информируют, что в фильме есть откровенные сцены, не рекомендованные для просмотра детьми. Вероятно, это отражает потребность общества в том, чтобы подростки раньше времени не вступали в сексуальные отношения. От подростков ожидают, чтобы они рожали и воспитывали детей, крепко встав на ноги.

Сексуальная революция и психоанализ

Сексуальная революция 1960-х подхватила идеи Зигмунда Фрейда. С точки зрения психоанализа изменение сексуальных норм целесообразно для общества. Зигмунд Фрейд утверждал, что подавленные сексуальные влечения являются самым важным источником невроза. Невроз возникает при сочетании слишком сильной сексуальной потребности и слишком далеко зашедшим отрицанием сексуального. Во времена Зигмунда Фрейда в среде обеспеченных европейцев это часто провоцировало различные психические расстройства.

С точки зрения современной медицинской классификации, подавление сексуальных импульсов может провоцировать:
• диссоциативные (конверсивные) расстройства;
• соматоформные расстройства;
• генерализованное тревожное расстройство;
• обсессивно-компульсивное расстройство.

Демонстрация сексуальных отношений в фильмах и сериалах приводит к тому, что людям проще осознавать свои влечения, они меньше осуждают себя за них и могут найти безопасные пути для их реализации.
Сексуальная революция и ее отражение на экране привело к тому, что расстройства, основанные на подавленной сексуальности, теперь редко встречаются в практике психологов и психотерапевтов. Они формируются только у тех, кого мало затронула сексуальная революция — у людей из религиозных семей, у подростков, выросших в семьях с крайне жесткими запретами относительно проявлений сексуальности или в культурах, которых едва коснулась сексуальная революция.

Где границы нормы?

С конца 1900-х фильмы и сериалы проблематизируют границы допустимых норм в сексуальных отношениях.

Фильмы и сериалы, о которых я буду рассказывать в этой части статьи, показывают разные варианты сексуальности: гомосексуальность, нимфоманию, стремление к связыванию, господству и подчинению, садо-мазохизм и т.д. Эта кинопродукция обычно имеет довольно узкую аудиторию. Вариантов сексуальности, показанных на экране, довольно много. В этой статье я расскажу лишь о некоторых.

Показанные нам истории постулируют наличие, казалось бы, необычных сексуальных влечений и подталкивают зрителя задавать себе следующие вопросы.
• Будоражит ли меня этот тип сексуальных отношений?
• Допустимо ли для меня попробовать нечто подобное? Если я попробую, то как это отразится на моих отношениях с другими людьми? Как я стану относиться к себе? Как именно мне реализовать свое влечение?
• Как мне относиться к этому виду проявлений сексуальности у других людей? Как мне вести себя с этими людьми?

Если человек до просмотра фильма или сериала осознавал свои сексуальные влечения, эти фильмы помогают принять их. Они помогают понять, как к ним относится, стоит ли реализовать их. Они помогают разобраться, как жить в социуме, который скорее осуждает этот вид проявлений сексуальности.
Эти фильмы и сериалы доносят позитивное или негативное отношение авторов к данному типу сексуальности и рождает общественные дискуссии о границах нормы.

Так, жизнь гомосексуалов показывает революционный для своего времени сериал «Близкие друзья» (1999-2005). Он появился после признания гомосексуальности одним из вариантов психологической нормы в 1990-х, как следствие и как инструмент борьбы за права ЛГБТ-сообщества.

Авторы сериала показывают жизнь нескольких представителей гей-сообщества, озвучивают те проблемы, с которыми они сталкиваются.

Сериал характеризует фраза, сказанная в самом начале сериала: «Все замешано на сексе». Как пояснил сценарист сериала американско-канадской версии сериала Рон Коуэн, эта фраза включает в себя множество значений и это вовсе не значит, что речь идет только о занятиях сексом. Это значит, что речь идет о психологии секса, о том, как секс влияет на жизнь каждого, когда он есть или когда его нет, как он может приносить радость или быть разрушительным и о том, что такое быть геем.

Например, сериал показывает, что гетеросексуалы могут осуждать и угрожать гомосексуалам. И то, что многие гомосексуалы стыдятся своей сексуальной ориентации.

В фильме «Райское наслаждение» (1994) мы видим, что, казалось бы, необычные способы интимных отношений могут волновать и приносить удовольствие.


В «Секретарше» (2001) описаны необычные отношения между начальником и его подчиненной, включающие господство-подчинение и садо-мазохизм. В нем показано, что люди с такими склонностями могут найти себе подходящего партнера и выстроить достаточно хорошие отношения.


А фильм «50 оттенков серого» (2015) уже знакомит нас с БДСМ-субкультурой и отношениями.


«Нимфоманка» (2013-2014) рассказывает нам о жизни женщины, которая имела множество сексуальных партнеров. В беседе главных героев отражаются разные взгляды на сексуальность. Главные герои задают себе множество вопросов. Греховен ли промискуитет? Надо ли себя осуждать и ненавидеть за необычные сексуальные предпочтения? Считать ли себя человеком с сексуальной зависимостью (не нормальной), которую нужно лечить или принимать себя? Достаточно ли одного сексуального партнера или одного партнера никогда не будет достаточно?

Фильм рассказывает нам, как непросто складывается жизнь у людей с сексуальными девиациями. Например, в фильме «Нимфоманка 2» нам показывают трагедию человека, которого влечет к детям, но он стыдится этого и делает выбор не реализовывать свое влечение.

Инцестуозные отношения между матерью и сыном показаны в фильме «Дикая грация» (2007). Авторы рассказывают о раздирающих героев эмоциях, провоцирующих сумасшествие и убийство. Описывая эту историю и ее последствия, авторы как бы говорят «инцест не нормален», «посмотрите, к чему он приводит».


На данный момент в социуме ценностью является уважение к желаниям своего партнера. Осуждаются сексуальные действия, на которые партнер не дал явного согласия – насилие, а также эксбиционизм, как один из видов насилия. Основное правило можно сформулировать так: «В сексуальных отношениях допустимо всё, что хотят оба партнёра, по обоюдному согласию».

Допустимы отношения совершеннолетних с лицами, достигшими возраста сексуального согласия.
Также осуждаются инцест и педофилия.

На мой взгляд, сексуальная революция закончилась. Сейчас идет сексуальная эволюция, в рамках которой постепенно меняются нормы и отношение к разным проявлениям сексуальности.

Истории, показанные на экране, способствуют обсуждению спорных вопросов и транслируют новые идеи. Кино и сериалы значительно ускоряют процесс изменений общественных норм. Они помогли многим людям принять свои сексуальные предпочтения, способствовали повышению общественной толерантности к разным вариантам сексуальности.

Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Итоги сексуальной революции

Итоги сексуальной революции Автор: Васильева Ольга Начавшаяся в 1960-е …

Сексуальная революция в кино и сериалах

Сексуальная революция в кино и сериалах Автор: Васильева Ольга В статье …

Управление гневом с помощью ДБТ

Управление гневом методами диалектической поведенческой психотерапии …