Статьи

Из соображений конфиденциальности в моих статьях нет реальных клиентских историй, есть собирательные образы или сюжеты, подсмотренные в обычной жизни

Оказание поддержки начинающему психологу

Авторы статьи: Дунаева Ю.В., Васильева О.Б.

Данная статья предназначена психологам, курирующим работу начинающих специалистов-психологов, занимающихся наставничеством, а также ведущим супервизорских групп и психологических клубов.

Статья появилась в результате работы в ЦППРК «Практик» психологического клуба для начинающих педагогов-психологов. Являясь окружным научно-методическим центром для психологов школ центрального округа ЦППРК «Практик» тесно связан со школьными психологами и специалисты центра знакомы с теми трудностями, которые встречаются в работе школьного психолога.

Для преодоления трудностей школьными психологами, специалисты Центра «Практик» разработали систему оказания помощи и поддержки начинающим педагогам-психологам в рамках психологического клуба. Идея клуба заключается в создании и поддержании профессионального сообщества молодых специалистов-психологов, где они могут получить поддержку от коллег, получить помощь при столкновении с трудными случаями в работе в школе, осознать необходимость получения профессиональной супервизии и психотерапии для дальнейшей работы в качестве педагогов-психологов.

Цели и задачи клуба во многом соответствуют целям и задачам супервизорской группы. Поэтому, дальше в статье мы говорим об оказании поддержки начинающим психологам в рамках супервизорской группы.

Задачами супервизии считают оказание эмоциональной поддержки и технической помощи специалистам, образовательно-дидактическую задачу и выявление личностных проблем, мешающих процессу психологической помощи. Если упустить из виду оказание поддержки и сразу начать реализовывать остальные задачи, то психологи, особенно начинающие, не смогут говорить о своих трудностях и не получат от процесса супервизии пользы.

Часто в процессе работы и супервизии начинающие психологи чувствуют себя очень неуверенно – знаний и умений для работы недостаточно, а ожидания клиентов и работодателей высокие. В дополнение к этому на супервизии страшно, что коллеги будут осуждать за недостаток профессионализма и стыдно за промахи в своей работе. У психологов присутствует желание быть всемогущими и всезнающими, страх признать свои слабости и беспомощность. Особенно силен этот страх бывает у тех, кто максимально идентифицирует себя с профессией и на вопрос «Кто ты?» отвечает: «Я – психолог». Психологи стремятся помогать другим, но сами, бывает, не хотят проявлять слабость и принимать помощь. Вместе со страхами присутствует осознание необходимости помощи в работе и надежда на ее получение. Супервизору важно понимать и учитывать боль и надежду супервизируемого. Доказано, что в первую очередь супервизируемые ожидают от супервизоров поддержки и компетентности.

В данной статье описаны методы, с помощью которых можно оказывать поддержку начинающему психологу.

Эти методы позволяют решить следующие задачи: поиск и позитивное подкрепление ресурсов молодого специалиста; нормализовация чувств и проблем, связанных с психологической практикой; повышение стрессоустойчивости в работе с клиентами путем исследования собственного дистресса и напряжения; осознавание возможности разделить груз трудностей и проблем в работе с клиентами с коллегами; определение профессиональных ограничений и границ компетентности; принятие психологом ответственности за получение супервизии.

Условно все методы оказания поддержки начинающему психологу в рамках супервизорской группы можно разделить на методы создания безопасной среды в группе и на помощь супервизора в исследовании ответственности и ресурсов психолога.

Для решения первой задачи – создания безопасной среды в группе, необходимо ознакомить супервизируемого с правилами проведения супервизии, проговорить, что начинающий психолог подразумевает под супервизией и каких целей планирует достичь в результате. Это снизит страх неопределенности и уменьшит тревогу.

Также необходимо расспросить о прошлом опыте получения профессиональной поддержки, особенно если он был неудачным. Озвучивание прошлого опыта позволит выявить и обсудить страхи, связанные с получением супервизии, и ожидания от предстоящей супервизии.

Как в процессе обсуждения прошлого опыта получения супервизии, так и в дальнейшем при обсуждении нынешней супервизии и процесса работы с клиентами супервизору необходимо спокойно признавать и принимать чувства психолога.

Следующее, что может сделать супервизор – это «нормализация». В сознании психолога должно появиться понимание, что те сложности и чувства, с которыми он сталкивается в своей работе и во время супервизии – нормальны, обычны и бывают у всех. Это не страшно и не стыдно иметь такие проблемы, и их можно решить, опираясь на помощь коллег, а супервизор готов принять возникающие чувства и не осуждать их. Процессу нормализации может помочь участие в групповой супервизии. В группе психолог понимает, что он не одинок, что другие сталкиваются с похожими трудностями. В процессе супервизии психолог должен научиться относиться к сложностям в работе как к ситуации, которую необходимо исследовать, а не как к профессиональному провалу.

Самораскрытие супервизора, когда он делится собственными слабостями, тревогами и неуверенностью вместо того, чтобы демонстрировать полную компетентность и знание ответов на все вопросы, тоже может помочь целям нормализации. С другой стороны, это может повысить тревогу психолога в отношении своей работы.

Еще один прием, который, с одной стороны помогает психологу принять свои чувства, и, с другой стороны, поддерживает контакт между психологом и супервизором, это присоединение. «Да, вам трудно, мне было бы тоже очень тяжело на вашем месте. Я могу представить, как вы себя чувствуете».

Также помогает решить задачу поддержки молодых специалистов сбалансированность положительной и негативной обратной связи. Указывая психологу на недостатки в его работе, одновременно нужно отмечать и сильные его стороны, причем с перевесом последних. Супервизору важно выказывать одобрение, подтверждать значимость, признавать ценность молодого психолога, отмечать его усилия и успехи.

Следующая задача оказания поддержки начинающему психологу это исследование той меры ответственности, которую принимает психолог в своей работе. Для этого супервизор может рассмотреть положение психолога в организации. Это позволяет на первых этапах супервизии уделять внимание не промахам и недостаткам в работе психолога, а рассматривать иные объективные трудности и улучшать работу психолога с клиентами за счет решения его проблем в организации. В таком безоценочном режиме он чувствует поддержку и понимание со стороны коллег.

Для выполнения задачи исследования ресурсов психолога может помочь методика картирования системы поддержки. Она заключается в следующем. Психолог должен описать, из каких источников он может получать поддержку и помощь: например, от своей семьи, от психологического сообщества, от друзей, из книг и т.д. Подробно описывается каждый вид поддержки: что это за поддержка, какая она, в чем заключается, насколько часто психолог ее получает, доступна ли она. Далее нужно описать то, что мешает использовать поддержку внутри себя (например, страх критики) или снаружи (например, в организации). Обсудить эту карту с другим психологом, который должен поделиться своим впечатлением. Партнер по обсуждению задает следующие вопросы: «Это именно та поддержка, которая необходима? Достаточно ли ее, чего в ней не хватает, что бы можно было сделать, чтобы получить ее? Что можно сделать с помехами? Как можно улучшить систему поддержки?».

Следующий этап исследования — описать стрессоры на работе (перечислить те объективные трудности, с которыми встречается психолог, объективные дефициты в знаниях и опыте, в материалах и поддержке школьного коллектива), стрессоры в жизни. Соотнеся систему поддержки и стрессоров, можно продемонстрировать психологу, как происходит эмоциональное выгорание и повышается уязвимость к влиянию стресса.

Следующий шаг исследования – описать, что мешает получать супервизию: возможно, отсутствие у психолога личной ответственности за ее получение, сложности с принятием заботы, страх критики, угроза образу «Я» психолога, страх оказаться беспомощным и др.

Такое исследование позволит психологам принимать на себя ответственность за получение супервизии, повысит актуальность и эффективность супервизии.

Когда атмосфера доверия и поддержки на супервизии будет установлена, тогда легче можно решать и другие задачи супервизии.

Литература:

  1. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
  2. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
  3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – СПб.: Академический проект, 2008. – 464 с.
  4. Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. – СПб.: Речь, 2002. – 236 с.
  5. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002. – 352 с.

Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Итоги сексуальной революции

Итоги сексуальной революции Автор: Васильева Ольга Начавшаяся в 1960-е …

Сексуальная революция в кино и сериалах

Сексуальная революция в кино и сериалах Автор: Васильева Ольга В статье …

Управление гневом с помощью ДБТ

Управление гневом методами диалектической поведенческой психотерапии …