Статьи

Из соображений конфиденциальности в моих статьях нет реальных клиентских историй, есть собирательные образы или сюжеты, подсмотренные в обычной жизни

Некоторые термины когнитивной психотерапии

Из статьи вы узнаете какие бывают домашние задания в рамках когнитивной психотерапии, как использовать копинг-карточки и что такое мониторинг видов деятельности.

Домашние задания

Домашние задания — неотъемлемая часть когнитивно-поведенческой психотерапии.

Домашние задания являются неотъемлемой частью основной фазы когнитивной психотерапии. От успешного и грамотного подбора для клиента домашних заданий и от его мотивации их выполнять во многом зависит эффективность КПТ в целом.

Основные типичные для КПТ домашние задания могут включать в себя:

  • специфический мониторинг (деятельности, чрезмерно негативных эмоций, панических атак и т.п.);
  • поведенческие эксперименты;
  • библиотерапию;
  • кинотерапию;
  • проверку убеждений посредством опроса окружающих.

Среди дополнительных домашних заданий можно отметить вовлечение в активную деятельность (для малоподвижных клиентов, к примеру), составление разнообразных списков и схем (например, списка целей), написание отчетов или «письма к депрессии».

Домашние задания должны соотноситься с целями терапии и с контекстом сессии, должны быть понятны клиенту, и он должен быть мотивирован их выполнять.

В начале терапевтического процесса домашние задания определяет для клиента сам терапевт, ближе к концу терапии следует стремиться к тому, чтобы клиент сам ставил себе подходящие домашние задания.

Копинг-карточка

Копинг-карточка (от англ. «to cope», «справляться с чем-либо») — элемент работы над убеждениями клиента в когнитивно-поведенческой психотерапии.

Представляет из себя небольшую заметку в бумажном или электронном виде (как будет более эффективно для клиента), на которой клиент указывает старое, неадаптивное убеждение или автоматическую мысль, и новое, более адаптивное, убеждение («ответ на автоматическую мысль»), приобретенное в процессе сократовского диалога или иной интервенции.

Клиента мотивируют перечитывать карточку в каждом случае возникновения у него указанной неадаптивной мысли.

Форма копинг-карточки удобна для того, чтобы клиент мог иметь ее при себе все время и мог иметь к ней быстрый и легкий доступ.

Копинг-карточки являются результатом исключительно индивидуальной работы каждого конкретного клиента и могут совершенно не подходить для другого клиента.

Новое убеждение, указанное на копинг-карточке, формулирует сам клиент.

Пример копинг-карточки: «Я не должен расстраивать других людей — Нельзя угодить всем. Я стараюсь быть самим собой.»

Мониторинг видов деятельности

Мониторинг видов деятельности, мониторинг деятельности — один из методов работы с психологическими проблемами в когнитивно-поведенческой психотерапии, в частности, с депрессией.

Для мониторинга клиент ежедневно либо по окончании дня, либо по мере течения дня (в зависимости от психотерапевтической необходимости) заполняет дневник со специальными графами.

Впоследствии данные дневники обсуждаются с клиентом на сессии. Предметом для обсуждения, как правило, являются:

  • непродуктивная деятельность;
  • деятельность, ухудшающая эмоциональное состояние клиента;
  • деятельность, сопровождающаяся большим количеством негативных мыслей и т.п.

Список литературы по когнитивно-поведенческой психотерапии.

Введение в когнитивную терапию.

Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Итоги сексуальной революции

Итоги сексуальной революции Автор: Васильева Ольга Начавшаяся в 1960-е …

Сексуальная революция в кино и сериалах

Сексуальная революция в кино и сериалах Автор: Васильева Ольга В статье …

Управление гневом с помощью ДБТ

Управление гневом методами диалектической поведенческой психотерапии …