Статьи

Из соображений конфиденциальности в моих статьях нет реальных клиентских историй, есть собирательные образы или сюжеты, подсмотренные в обычной жизни

Балинтовские группы (конспект)

Статью подготовила Васильева О.Б.

Балинтовская группа состоит из 6-15 человек, проводится в течение 2-2,5 часа.

Основные принципы работы БГ:

  • добровольность участия;
  • запрет на критику ведущего, слово ведущего – закон;
  • свобода ассоциаций;
  • плюрализм;
  • нельзя отказывать в ответе.

Задача ведущего:

  • блокировать опасные обратные связи;
  • эмоциональная поддержка заказчика;
  • структурирование дискуссии.

Предмет анализа:

  • трудные или неудачные случаи из прошлого, которые продолжают беспокоить;
  • текущие случаи, вызывающие беспокойство;
  • фантастические терапевтические ситуации.

Экзистенциальный вариант балинтовской группы (приблизительный план).

  1. Определение «заказчика».
    Кто бы хотел представить свой случай на рассмотрение? Тот кратко описывает ситуацию.
    Группа выбирает «заказчика» с помощью голосования или дискуссии.
  2. Заказчик рассказывает о случае факты. В это время группа наблюдает за поведением заказчика.
  3. Заказчик формулирует запрос, вопросы, пожелания к группе. Обычно они направлены на знания или на оказание поддержки. Их можно записать на доске.
  4. Участники группы задают вопросы. Можно запустить круг: каждый участник может задать только один вопрос. Если этого недостаточно, можно запустить второй круг. Можно делать этот этап в свободной форме. Участник может пропустить свой вопрос, затем задать его в конце. Заказчик отвечает на вопросы. На этом этапе могут формулировать вопросы, содержащие критику и гипотезы. Вопросы скорее должны быть направлены на уточнение фактов и неясных моментов.
  5. Окончательное формулирование запроса. Участники группы могут предложить заказчику свои вопросы как запрос. Один из них: «какие аспекты в предложенном случае заказчик недостаточно осознает». Обычно в списке 1-3-5 вопросов. Запрос лучше будет центрированным на отношениях «клиент-терапевт», чем на техническом разборе работы или личностных особенностях специалиста.

Заказчик садится за круг. Дальше: вопросы участникам группы.

  1. Что вы чувствуете по-поводу рассказа?
  2. Сформулируйте истинный запрос по вашему мнению.
  3. Назовите самую главную ошибку заказчика.
  4. Что в рассказе вы услышали нелогичного, оборванного.
  5. Вы можете дать один совет.
  6. Ответ группы на запрос заказчика и свободная дискуссия. Можно по очереди отвечать на каждый вопрос или в свободной форме. Ответить должен каждый участник, даже если его ответ повторяет ответ одного из предыдущих участников. Можно рассказывать об аналогичной проблеме, свои ассоциации в отношении клиента, теоретические рассуждения, воспоминания из своей жизни, фантазии и внутренние картины.
  7. Что вы испытываете сейчас к заказчику?
  8. Ведущий обобщает ответы группы, высказывает собственное видение ситуации, высказывает предположения о причинах трудностей заказчика. Ведущий благодарит заказчика за представленный случай и смелость при его разборе, а участников группы – за поддержку.
  9. Что бы заказчик хотел от нас услышать в качестве эмоциональной поддержки.

Заказчик возвращается в круг.

  1. Что ты сейчас чувствуешь? Каковы твои впечатления от работы группы? Обратная связь конкретным участникам группы, благодарность за поддержку
  2. Вы можете задать 1 вопрос заказчику (необязательно).
  3. Вынесение решения, вердикта (необязательно).
  4. Шеринг: ощущения, впечатления.

После группы нельзя участникам общаться с заказчиком по поводу случая.

Литература:

Кулаков С.А.Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии.–СПб.:Речь,2002.–236с.

Материалы с семинара Т.Колошиной.

Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Итоги сексуальной революции

Итоги сексуальной революции Автор: Васильева Ольга Начавшаяся в 1960-е …

Сексуальная революция в кино и сериалах

Сексуальная революция в кино и сериалах Автор: Васильева Ольга В статье …

Управление гневом с помощью ДБТ

Управление гневом методами диалектической поведенческой психотерапии …