Статьи

Из соображений конфиденциальности в моих статьях нет реальных клиентских историй, есть собирательные образы или сюжеты, подсмотренные в обычной жизни

Балинтовская группа: цели, характеристики и структура

Авторы статьи: Винокур В.А., Чечик А.А.

Еще в начале 50-х годов английский врач и исследователь Майкл Балинт предложил метод обучения врачей, помогающий снизить эмоциональную напряженность, возникающую в работе с «трудными» пациентами. Эта новая активная технология обучения была отработана в серии семинаров, проводившихся с 1950 по 1971 г.г. М. Балинтом и его женой Энид Балинт-Эдмондс (она продолжала их вести и после смерти М. Балинта в 1970 году).

На этих семинарах обсуждение фокусировалось на характере взаимоотношений между врачом и пациентом и факторах, влияющих на их взаимодействие.

Врачи, прошедшие обучение, становились более чувствительными к эмоциональному состоянию своих пациентов, к их психологическим проблемам, начинали лучше понимать их запросы и собственные переживания. В этом и заключалась цель М. Балинта — выработать у врачей новый навык слышать и замечать даже то, что пациент высказывал сдержанно и неотчетливо или о чем умолчал, а затем прислушиваться к себе, к своим собственным чувствам, чтобы в результате достичь лучшего взаимопонимания с пациентом. Позже это было описано как двухфазный процесс: идентификация и отстранение, объективный анализ.

Понимание насущной необходимости развивать эти навыки родилось у Балинта на основании анализа работы группы врачей, которая на протяжении нескольких лет демонстрировала все возрастающее искусство сбора подробной медицинской и клинической информации («искусство детектива-исследователя»), но при этом часто испытывала неудовлетворение и даже разочарование от неудач в создании теплого доверительного контакта с пациентами. Пересмотрев ориентиры групповой работы, М. Балинт ввел в нее принцип «селективного внимания и селективного игнорирования», что позволило врачам сконцентрироваться на отношениях с пациентом. Теперь они смогли видеть своих больных в новом свете, постепенно меняя акцент с болезнь-центрированного на пациент-центрированный подход.

Супруги Балинты активно пытались развить у участников своих семинаров понимание сложного «языка» жалоб пациента, свидетельствующего не только о его соматическом неблагополучии, но и о наличии неявных конфликтов и проблем в общении, в частности, со своим врачом, который далеко не всегда понимал и адекватно откликался на страхи, опасения, надежды, ожидания, адресованные доктору. По мнению Балинта, работа в таких группах могла стать впоследствии активной формой обучения и повышения компетентности врачей в сфере межличностной коммуникации и предотвращения профессионального «выгорания» медиков.

Цели работы балинтовских групп можно описать следующим образом:

  • Поощрять врачей ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы.
  • Улучшить восприятие и понимание коммуникации пациента врачами.
  • Позволить врачам осознать свои «слепые пятна» в общении с пациентами.

К началу 90-х годов балинтовские группы получили широкое распространение в мире, причем не только среди врачей и психологов. Они используются в подготовке и в практической деятельности полицейских, педагогов, социальных работников, священников в Ирландии, Германии, Хорватии, Венгрии. Вместе с тем, появилась тенденция к «размыванию» или интегрированию балинтовских сессий с другими формами групповой работы. Неизбежным следствием этого стала необходимость четкого определения, что такое балинтовская группа в ее современном состоянии.

В 1993 году Британское Балинтовское общество издало рекомендации, определяющие характеристику балинтовских групп и методы их ведения. Эти рекомендации содержат неотъемлемые («фундаментальные») и желательные характеристики балинтовских групп, позволяющие им в случае соблюдения этих правил работать продуктивно. Поскольку исходно балинтовские группы были ориентированы на врачей, рекомендации и требования затрагивают медицинскую тематику.

Неотъемлемые характеристики балинтовских групп:

  • Размер группы — 6-12 человек.
  • Цель работы группы — улучшить понимание проблем пациента и сложностей коммуникации с ним, но не поиск решений. Поэтому члены группы поощряются к высказыванию предположений, гипотез, версий. Разрешаются вопросы, уточняющие отношения и чувства. Советы, указания, оценки, поучения не допускаются. Поскольку группа не занимается «поиском единственно верного решения», поиском истины, в ней не должно быть борьбы, подавления чужих мнений, критики, ожесточенных споров и т. д. Все точки зрения равноправны и одинаково приемлемы, если высказаны корректно.

Лидером группы должен быть:

  • врач, который имеет подготовку в ведении малых групп, включающую работу ко-лидером с опытным балинтовским лидером и/или посещение специальных семинаров для лидеров в Балинтовском обществе, и опыт работы в балинтовских группах;
  • психолог, психоаналитик, психиатр или специалист аналогичного профиля, который имеет подготовку в ведении малых групп и опыт работы в балинтовских группах. Такой лидер должен иметь представление о клинической области, в которой работают участники группы (например, общая практика).

Члены группы должны иметь клиническую практику в лечении, консультировании, психокоррекции и т. д.

Работа группы основывается на представлении случаев из практики членов группы, которые вызывают различные чувства (замешательство, удивление, стресс) или представляют сложность.

Обсуждение сосредоточено на взаимоотношениях (коммуникациях) «врач — пациент». При этом обсуждаются «материалы» только конкретного реального случая, возможно уточнение фактов, но только в той мере, в которой это касается взаимоотношений «врач — пациент» в данном конкретном случае. Общие (тем более, теоретические) проблемы не обсуждаются.

Записи представляемого случая не используются. Представление делается по памяти. Непоследовательность в изложении и забытые факты рассматриваются как важнейшие ключи для понимания коммуникации с пациентом.

Группа не предназначена для индивидуальной или групповой терапии ее участников. Не обсуждается сам докладчик. Получение положительного результата заключается в удержании в поле зрения контекста проблем взаимодействия с пациентом. Участник группы, предлагающий свой случай на обсуждение, должен услышать не то, что группа думает о нем, а то, какие ассоциации вызвало его сообщение, чем его рассказ и последующая дискуссия помогли всем другим.

Стандартные правила работы в группе: конфиденциальность, искренность, личная ответственность, уважение к мнению других членов. Работа в «круге».

На каждый случай затрачивается 1-2 часа.

Лидер ответствен за ведение группы согласно этим правилам. Прежде всего, он обязан не допускать нарастания напряжения, обиды и т. д. Его основная задача и основной инструмент — создание безопасной атмосферы в группе, сфокусированной на эффективной коммуникации, а не на решении психологических проблем членов группы.

Желательные характеристики балинтовских групп:

  • Группа является постоянно действующей, регулярно проводящей свои сессии (под руководством Балинта группа встречалась еженедельно в течение нескольких лет, хотя в наше время осуществить это сложно).
  • Группа закрыта, насколько это возможно.
  • В группе есть ко-лидер (врач, психоаналитик или психолог). Роль лидера является очень существенной. Если он отходит от важнейших правил, то группа может легко отклониться от своих задач. Ее работа может быть полезной, даже приятной, но это будет не балинтовская группа, а другая форма групповой работы.

В 1997 году Международная Балинтовская Федерация выработала рекомендации по уровню квалификации ведущих балинтовских групп и их компетентности (в настоящее время это международный консенсус).

Среди характеристик эффективного стиля лидера выделяют следующие параметры:

  • необходимо фокусировать внимание группы на проблемах коммуникации «врач — пациент»;
  • не допускать обсуждения самого докладчика;
  • поощрять членов группы к выражению своих чувств и мыслей по поводу обсуждаемого случая;
  • защищать членов группы от нежелательной критики, травмирующей и одновременно бесполезной, а также поддерживать безопасную обстановку в группе. Не допускать открытого проявления межличностных конфликтов.

Таким образом, ведущий (руководитель) в балинтовской группе не является ее «начальником». Его основная задача — организация конструктивного процесса работы группы и создание в ней климата доверия и безопасности, а не поиск решений трудных случаев и не терапия отдельных участников. Поэтому в балинтовских группах, использование психотерапевтических техник и приемов не поощряется. На это специально обращается внимание при подготовке лидеров групп. Лидер помогает группе фиксировать и корректно интерпретировать сопротивления, защиты, переносы, проявления эмпатии возникающие в работе с пациентом и в процессе анализа в группе.

Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Итоги сексуальной революции

Итоги сексуальной революции Автор: Васильева Ольга Начавшаяся в 1960-е …

Сексуальная революция в кино и сериалах

Сексуальная революция в кино и сериалах Автор: Васильева Ольга В статье …

Управление гневом с помощью ДБТ

Управление гневом методами диалектической поведенческой психотерапии …